«Волшебник из Бари»

«Волшебник из Бари»

3 декабря исполняется 110 лет со дня рождения итальянского композитора, лауреата премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» — Нино Рота. Понять секрет музыки Нино Роты, трогающей самые сокровенные струны души, невозможно. «Волшебник из Бари», как его называли друзья, обладал редкой проницательностью, поэтому его музыка очень выразительна и увлекает с первых тактов.

Нино Рота родился в музыкальной миланской семье. Прошло семь лет. Мать, ничего не подозревая о великом будущем сына, принялась обучать его игре на фортепиано. Это была всего лишь дань семейной традиции. Но мальчик вскоре поразил родителей редкой способностью к импровизациям.

В 11 лет юный гений написал ораторию. В 13 лет, когда он написал оперу по мотивам произведения Андерсена.

Критики дали высокую оценку сочинениям вундеркинда. Музыка поражала цельностью, насыщенностью, никоим образом не выдавала юный возраст автора. 13-летний итальянец, подобно юному Моцарту, прославился на всю Европу.

Биография итальянского музыканта включает периоды учебы в Риме, Милане, Филадельфии. Ученую степень он получил в американском учебном заведении, прославленном именами Р. Серкина, Е. Цимбалиста. Класс оркестра вел Ф. Райнер – знаменитый венгерский дирижер, близкий друг великого Штрауса. Композицию преподавал Р. Скалеро.

В конце 30-х Нино Рота приступил к преподавательской деятельности. И в этот период он начинает писать музыку к кинофильмам.

Музыка Нино Рота звучит в картинах Р. Матараццо, Р. Кастеллани, А. Латтуада, М. Сольдати, Л. Дзампа, Э. Даннини, М. Камерини. В 1952 году вышел фильм «Белый шейх». Это была первая совместная работа Рота и Феллини.

Нино Рота не ограничивался написанием музыки для фильмов. Он продолжал работать в классическом жанре. Написал три балета, десять опер, несколько симфоний. Однако эта сторона творчества итальянского музыканта сегодня малоизвестна. Саундтреки к культовым фильмам затмили прочие сочинения.

В 1968 году Ф. Дзеффирелли перенес на экраны сюжет пьесы «Ромео и Джульетты». В киноленте 1968 года, снятой по произведению Шекспира, впервые прозвучала песня «Что значит юность». Слова этой песни сегодня мало кто помнит. А мелодия стала настолько популярной, что сегодня сложно вспомнить, в каком фильме она прозвучала впервые.

Мелодия к фильму «Крестный отец» Ф. Копполы принесла композитору награду «Золотой глобус».

В основной мелодии драмы минор плавно переходит в мажор, присутствует некая торжественность. Медленный вальс, который тоже звучит в фильме, навевает тоску. Композитору удалось передать трагичность судьбы главного героя.

Рота создавал музыкальное сопровождение, опираясь на сюжет, характеристику персонажей. В каждой мелодии слышны итальянские мотивы. Именно этого требовал от композитора Коппола – мелодий, в которых присутствует трагичность и национальный колорит.

Рота владел редким умением соединять образы с музыкой. Его композиции звучат в фильмах «Наваждение» (1949), «Война и мир» (1956), «Белые ночи» (1957), «Укрощение строптивой» (1967), «Репетиция оркестра» (1978).

Музыка оставалась для Нино Роты главной до последних минут жизни. Умер он в 68 лет, во время работы над очередной кинолентой Феллини.

 


Сайт размещается на хостинге Спринтхост